listok_zee (listok_zee) wrote,
listok_zee
listok_zee

Епископ Кассиан - правящий архиерей Западно-Европейской епархией РПЦЗ


Биография Преосвященного Кассиана,

Епископа Марсельского и Западно-Европейского

    

Епископ Кассиан (в миру Сергий Мухин) родился 3/16 апреля 1954 года в г. Париже в семье русских эмигрантов.

Дед его, священник Василий Мухин, происходил из казаков и служил в конце XIX в начале XX века на Кубани в Свято-Анастасиевском храме станицы Анастасиевской.

Многие годы сей добрый пастырь «был благочинным округа и инспектором школ, его деятельность была отмечена многими государственными и церковными наградами». Причем, одна из наград была вручена лично Царем-Мучеником Николаем.

Семейное предание Мухиных гласит, что о. Василий брал с прихожан за требы выше обычного, за что они нередко на него роптали и даже жаловались местному епископу, но мало кто знал, что деньги эти в основном шли не на его личные нужды, а на содержание детского приюта, который был на его попечении. Благодаря его стараниям, предприимчивости и смекалки («хитрости», как говорили станичники) в станице была построена приходская школа.

Об этом свидетельствовал и школьный архив: «станичный атаман отказывался выделять деньги и землю под постройку школы… “Выручил хитрый поп Василий, который предложил за крещение казака в церкви брать 50 копеек, а за крещение иногородних – один рубль. 50 копеек шли на строительство школы. Более чем за 10 лет собрали деньги, но места для строительства все не было. Выручил тот же Василий, который выделил на церковном дворе небольшой участок. И в 1902 году была построена школа, которая стала называться церковно-приходской”…

Но пришли другие времена»… В 1917 г. о. Василий отказался присягать на верность Временному правительству и остался верен прежней, царской присяги.

«В 1923 году газета “Красное знамя” написала: “2 апреля арестовали священника церкви ст. Анастасиевской Мухина за антисоветскую пропаганду, осужден по 2 ст. Уголовного кодекса”» («Заря Кубани» № 136, 14.11.2009).

Далее, след о. Василия Мухина, не признавшего советскую власть, затерялся в застенках карательных органов…

Отец Владыки Кассиана, Николай Васильевич Мухин родился на Кубани в 1902 г., юношей воевал в рядах Белой армии и чтобы его туда приняли, прибавил к своим шестнадцати годам еще два лишних года. В начале 1920-х годов он покинул Крым вместе с отходящими войсками белых, жил потом в Германии, Бельгии, затем обосновался во Франции, скончался в 1962 году.

Мать Владыки Кассиана, монахиня Варвара (в миру Ирина Фадеевна Мухина, в девичестве Яковицка), родилась в Калуге в 1915 г. и происходила из семьи инженера-строителя Транссибирской железной дороги («Транссиба»). В начале 1920-х годов она с родителями эмигрировала из России и жила до Второй мировой войны в Польше. После окончания войны она вышла замуж и обосновалась во Франции. С 1975 года подвизается в Леснинской обители.

Епископ Кассиан был крещен полуторамесячным младенцем в Париже, в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы и назван Сергием в честь преп. Сергия Радонежского.

Русскому языку Сергий научился в своей семье и до шестилетнего возраста говорил только по-русски. Затем, он несколько лет посещал приходскую «четверговую» школу, где его учили русскому языку, литературе и истории. Французский язык он выучил в школе и гимназии.

Первым духовным наставником Сергия, приучившим его в 1960-х годах к церковным службам (которому он регулярно прислуживал) был настоятель парижского св. Серафимо-Саровскаго храма (Константинопольского патриархата), протоиерей Леонид Могилевский.

В 1971 году, во время паломничества Сергия Мухина в Леснинскую обитель, в результате его встреч и бесед с Митрополитом Филаретом, объяснившим Сергию заблуждения евлогиан, принят был после исповеди и святого причастия в Русскую Зарубежную Церковь. Владыка Митрополит благословил ему поступить в Свято-Троицкую (Джорданвилльскую) семинарию.

Но в 1972 году Сергий Мухин попал в автомобильную катастрофу, в результате которой, получив серьезную травму (причем, водитель автомобиля А. Филатьев погиб), вынужден был длительное время уделять лечению. Это обстоятельство коренным образом изменило все его планы и не позволило Сергию продолжить учение и поступить, как он намеревался, в семинарию. Остался для него только один путь – самообразование, благо Сергий был наделен прекрасной памятью.

В 1972 г. Сергий Мухин обвенчался с р. Б. Натальей Лефевр, француженкой по национальности, принявшей Православие в 1968 г. Имеет взрослого приемного сына и от его брака внучку.

Епископ Кассиан в течении свой жизни работал в различных местах, в частности, 11 лет в системе министерства образования, 4 года держал вместе с супругой магазин, занимался маркетингом, был заведующим бюро общественного мнения и т. д.

В начале 1990-х годов по состоянию здоровья вынужден был прекратить работу и жить с семьей на небольшую пенсию на юге Франции. Через несколько лет, благодаря хорошему лечению, здоровье у Сергия стабилизировалось.

В зависимости от обстоятельств и местопребывания Сергий Мухин являлся прихожанином различных храмов – одно время парижского храма Всех Святых в Земле Российской просиявших, а с 2002 года стал постоянным прихожанином марсельского храма св. Георгия Победоносца. В церкви всегда он имел клиросное послушание.

29 октября /11 ноября 2003 года Сергий Николаевич был рукоположен Архиепископом Варнавой (Прокофьевым) в дьяконы для марсельского храма св. Георгия Победоносца (РПЦЗ).

Вл. Варнава предлагал диакону Сергию сразу же стать священником, но необходимость постоянного ухода за больной женой была для этого препятствием. И только лишь после ее кончины, последующей 4 февраля 2007 года, диакону Сергию ничего уже не препятствовало принять священнический сан.

4/17 июня 2007 года диакон Сергий Мухина был рукоположен Епископом Антонием (Рудей) в иереи.

Указом за № 25/07 от 4/17 июня 2007 года иерей Сергий Мухин был назначен Епископом Антонием на вакантную должность настоятеля марсельского храма св. Георгия Победоносца.

В начале января 2008 г., когда Епископ Антоний (Рудей) вместе с протоиереями В. Жуковым и Н. Семеновым учинили раскол, о. Сергий, несмотря многолетнее знакомство с о. Вениамином, остался верен законной церковной власти Русской Зарубежной Церкви в лице Епископа Владимира и от раскольников решительно отмежевался, за что и был подвергнут ими не имеющим никакой канонической силы «прещениям». Расколоучители восстановили против него некоторых прихожан, которые и возбудили судебный процесс, продолжающийся до сих пор. Цель оголтелых раскольников была отобрать у РПЦЗ Ее старейший эмигрантский храм (основанный еще в 1921 г.), изгнать из него его верного настоятеля и поставить вместо него своего ставленника. Их происками в настоящее время храм опустошен и опечатан.

После того как соборная власть РПЦЗ, подвергнув запрещению, отстранила Епископа Антония от управления Западно-Европейской епархией, ею стал временно управлять Епископ Анастасий (Суржик), который и подтвердил в Свидетельстве за № 48 от 5/18 апреля 2008 года настоятельство о. Сергия марсельским храмом.

Указом Епископа Анастасия за № 60 от 22 июня/5 июля 2008 г. иерей Сергий Мухин был назначен на должность Секретаря Западно-Европейской епархии.

2/15 октября 2008 г. иерей Сергий Мухин обратился к Епископу Анастасию с просьбой дать ему благословение на монашеский постриг. Владыка благословил это доброе дело, но месяц спустя Западно-Европейской епархией стал уже управлять Епископ Парижский Виктор, и вопрос монашеского пострига о. Сергия был передан ему.

Владыка Виктор, дав о. Сергию время на подготовку, назначил это важное для него событие на весну 2010 г.

В пасхальный день, о. Сергию пришло известие, что Вл. Виктор приезжает в Марсель накануне Благовещения с тем, чтобы совершить его постриг. Вечером 25 марта/7 апреля 2010 г., на Светлой седмице, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Преосвященным Виктором, Епископом Парижским и Западно-Европейским в греческом, марсельском храме Благовещения Пресвятой Богородицы был совершен монашеский постриг иерея Сергия Мухина с именем Кассиан, в честь преп. Иоанна Кассиана Римлянина (†435 г., память 29 февраля ст. ст.).

Примечательно, что желание дать монашеское имя о. Сергию в честь преп. Иоанна Кассиана пришло Вл. Виктору само по себе и он весьма обрадовался, узнав, что того же желает и будущий монах.

Св. Отец Церкви, преп. Иоанн Кассиан, считавшийся одним из самых образованных людей своего времени, сочинения которого ценились преп. Иоанном Лествичником, был игуменом и основателем галльского монашества. Известный духовный писатель 19 века, Архиепископ Филарет (Гумилевский) писал, что св. Иоанн Кассиан «по месту рождения и последних дней своих ... принадлежал Западу, но по духу и образованию он весь принадлежал Востоку». Его св. мощи покоятся в г. Марселе в основанном им аббатстве св. муч. Виктора.

Для всеобщего поклонения выставлена его честная глава, и к ней время от времени приходил для молитвы о. Сергий. В последний раз, еще не зная о дате своего пострига и в честь кого он будет наречен, о. Сергий пришел к св. мощам преп. Кассиана в день Пасхи.

Знаменательным всегда был для о. Сергия, как настоятеля марсельского Свято-Георгиевского храма, и тот факт, что над входом в аббатство находится древнее изображение св. Георгия Победоносца, попирающего змия.

Разговоры об архиерействе о. Сергия велись церковной властью уже с 2008 г., но различные обстоятельства мешали им осуществиться. Да и становиться епископом в период разногласий о. Сергий не хотел.

В одном письме, написанном в период нестроений, о. Сергий выразил свое к ним отношение: «В этой ситуации новые епископские хиротонии (в том числе и моя) будут восприняты, как декларация разделения. Такие действия лучше совершить, когда единомыслие в епископате будет восстановлено. Тем не менее, я не отказываюсь от служения Церкви, но только в духе единства и взаимопонимания».

На Архиерейском Соборе РПЦЗ 2009 года Епископ Виктор вновь предложил кандидатуру о. Сергия на новую архиерейскую хиротонию (найдя его тем самым вполне достойным и способным для прохождения архипастырского служения), возможность которой должна быть рассмотрена архиереями в этом году (Протокол № 4, пар. 6).

На следующем Архиерейском Соборе РПЦЗ 2010 г. вопрос архиерейской хиротонии о. Кассиана был Преосвященными решен положительно (Протокол № 3, В – 22 сентября\5 октября 2010 года).

Во исполнение этого Соборного Постановления, 27 сентября/10 октября 2010 года в день памяти муч. Каллистрата воина и дружины его была совершена хиротония иеромонаха Кассиана во Епископа Марсельского и Западно-Европейского с тем, чтобы возглавить новому архиерею вдовствующую кафедру Западно-Европейской Епархии Русской Зарубежной Церкви.

Хиротонию совершили в храме свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского г. Киева (Украина) Преосвященные: Владимир, Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, Анастасий, Епископ Владивостокский и Дальневосточный, Виктор, Епископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский, Алексий, Епископ Салтановский и Молдовский, Тихон, Епископ Васильковский, Мартин, Епископ Алексинский и Южно-Российский.

В напутственном слове перед вручением жезла новому Епископу Архиепископ Владимир напомнил собравшимся, что жить во Христе – это прежде всего идти путем хранения верности Истине, и пожелал Владыке Кассиану стойкости на этом пути.

Епископ Кассиан уже 39 лет является членом Русской Зарубежной Церкви и ему дорога Ее традиция (т. е. все то, чем десятилетиями жила Русская Зарубежная Церковь на своем исконном, исповедническом пути) и ему небезразлично сохранение преемственности с Ее Отцами-основателями.

Епископ Кассиан любит Богослужения и старается служить как можно чаще, являясь при этом сторонником неукоснительного исполнения Богослужебного устава. Несмотря на немощи и возраст, он – человек активного склада, «легкий на подъем», готовый по первому зову служить так, где в нем нуждаются.

Речь иеромонаха Кассиана (Мухина) при наречении во Епископа Марсельского и Западно-Европейского

Ваши Преосвященства,

Преосвященнейшие Владыки, Архипастыри Русской Зарубежной Церкви, благословите!

Каждого верующего Господь ведет только Ему одному ведомыми путями.

И каждый, оглядываясь назад, может увидеть вехи этого сокровенного пути: особые жизненные обстоятельства, неожиданные, промыслительные встречи.

Когда сорок лет назад, один мой знакомый предложил мене поехать с ним на несколько дней в Леснинскую обитель, я согласился, никак не предполагая, что там меня будет ожидать судьбоносная встреча, которая изменит все мои прежние представления.

Приехав в обитель, по окончания службы, мы пошли ужинать. После ужина я был представлен гостившему там Владыке Митрополиту Филарету, который сразу предложил мне побеседовать с ним на следующий день. Я охотно согласился.

Надо сказать, что тогда о карловчанах я знал немного, главное что они, по слухам, являются малочисленной группой каких-то фанатиков, монархистов.

До встречи с Митрополитом Филаретом я духовно воспитывался у евлогиан. С детства я прислуживал в парижском Свято-Серафимовком храме, настоятель которого, протоиерей Леонид Могилевский, видел во мне своего приемника. Приход был готов даже платить за мою учебу в Свято-Сергиевском Богословском институте.

Но тут произошло нечто из ряда вон выходящее: Первосвятитель Русской Зарубежной Церкви по своей инициативе захотел побеседовать один на один с незнакомым ему шестнадцатилетним юношей.

Во время этой незабываемой беседы мне стало ясно, что существует настоящая Русская Церковь, независимая от подсоветского Московского патриархата, сохранившая истинное Православие, которая не только не принимала никакого участия в экуменизме, но наоборот пыталась отговорить от этого гибельного пути и другие поместные Церкви.

И даже теперь, по прошествии многих лет, я до сих пор не могу забыть сияющее лицо Владыки-Митрополита, его добрый, проницательный взгляд. Действительно, дивен Бог во Святых Своих.

Далее была исповедь, после которой я был принят Святителем Филаретом в Русскую Зарубежную Церковь.

Владыка Филарет беседовал со мной несколько раз и среди прочего благословил меня поступить учиться в Джорданвилльскую семинарию с целью стать впоследствии священником.

После принятия в Зарубежную Церковь я стал прихожанином нашего парижского храма и пел там на клиросе.

В этот период я познакомился и с другими людьми, которые оказали на меня большое духовное влияние. Это, в первую очередь, Игуменья Леснинского монастыря матушка Феодора (княгиня Львова), женщина высокой духовной жизни, также и добрые леснинские пастыри: иеромонах Никандр – бывший насельник Валаамского монастыря и архимандрит Арсений (Кондратенко) – оба духовники Леснинской обители.

Все шло как будто своим путум, но в начале 1972 года произошло одно неожиданное обстоятельство, изменившее все мои замыслы.

Однажды меня попросили поехать на юг Франции в город По и петь там во время архиерейской службы Преосвященного Архиепископа Антония Женевскаго.

Но на обратном пути произошла автокатастрофа, во время которой погиб водитель автомобиля: Александр Филатьев, церковный композитор. Я, получив мозговую травму, впал в кому и с трудом, и далеко не сразу пришёл в себя.

Помышлять в таком бедственном состоянии о дальнейшем образовании и, тем более, о семинарии я уже не мог. Оставалось предаться воле Божией, без которой ничего не происходит.

Позже я женился на рабе Божией Наталье. Прожив с ней много лет светской жизнью, но под покровом нашей Зарубежной Церкви, я осознал, что всё на земле кроме Церкви Христовой из-за наших грехов меняется и исчезает.

О юношеских планах стать священнослужителем я уже и не вспоминал, чувствуя свое недостоинство и неподготовленность.

Но вот подошёл 2001 год. Русская Зарубежная Церковь раскололась на сторонников МП и противников её. Верным Владыке Митрополиту Виталию остался лишь один епископ, горстка священников и миряне, среди которых был и я.

Клириков стало не хватать, и тогда промысел Божий призвал и меня грешного пополнить поредевшие ряды священнослужителей.

Так я стал дьяконом, а потом после смерти супруги, священником и настоятелем марсельского храма.

В 2007 году произошел новый раскол и от Зарубежной Церкви отделился Епископ Антоний (Рудей).

В короткий срок наша Церковь снова оказалась на грани распада.

Без колебания я стал на стороне Владык Владимира и Анастасия, понимая, что на их стороне находится церковная правда.

Началось трудное и скорбное время борьбы с новыми раскольниками за марсельский приход, которое продолжается уже три года.

В это тяжелое для себя время я стал постепенно задумываться о монашестве и, в конце концов, решил всего себя посвятить Богу.

Так я стал о. Кассианом в честь преподобного Иоанна-Кассиана, покровителя западного монашества, святые мощи которого почивают в Марселе.

Теперь же, когда пришло время вновь восполнить архиерейский состав нашей Церкви, я предстою перед Вами в этот великий, ответственный и страшный момент моей жизни с чувством своего крайнего и неподдельного недостоинства.

Я никогда не стремился к архиерейству, не стремлюсь к нему и сейчас. Но как монах, давший обет послушания, власти надо мной поставленной, вынужден, несмотря на мою немощь, на деле оказать ей повиновение.

И раз Вы приняли решение хиротонисать меня во епископа, зная о моей полной нищете и неподготовленности к этому апостольскому служению, вознесите о моем убожестве свои святительские, горячие молитвы, дабы ниспослал бы мне милостивый Господь укрепляющую и вразумляющую Свою благодать.

И так нам дано продолжать традиционный путь Русской Зарубежной Церкви, как это делали наши мудрые приснопамятные Первоиерархи: Митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет и Виталий.

И в ответственных и трудных моментах у нас все еще нет духовного вождя: Первоиерарха, а нас со всех сторон окружают враги и недоброжелатели.

Но этого мало, через 2-3 года экуменическое «мировое православие» планирует созвать так называемый Всеправославный Собор, на котором должны быть приняты обновленческие решения, из-за которых, надо надеяться, часть клира и паствы Московской патриархии и других поместных Церквей отшатнется от своей иерархии.

И тогда куда идти этим людям, ищущим истинного Православия?

И не является ли основной задачей нашей Церкви принять их, как это всегда делала Русская Зарубежная Церковь, являющаяся прибежищем для всех, ищущих истины?

И если же наша Церковь к этому событию не сможет, как полагается быть готова и достаточно организованна, то многие пойдут не к нам, а к более организованным и активным раскольникам и отщепенцам.

И тогда страшный грех ляжет и на нас.

Поэтому, наш священный долг, отложив все прочее, отдать все свои силы на восстановление и укрепление нашей Русской Зарубежной Церкви.

Да поможет и вразумит нас Господь молитвами Пречистыя Своея Матери, святых Новомучеников и всех Святых.

Аминь.
 

Путь от диакона до епископа:

   

 

 

 

 
 

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author